MOEX Bond Guide - 7 июня 2021 - Михаил Малиновский

Механизмы контроля инвесторов: раскрытие информации

Мы подготовили главу для справочника Московской биржи «Руководство для эмитента: как выйти на рынок публичного долга». Публикуем раздел о раскрытии информации

Для компаний, готовящихся выйти на публичный рынок капитала, раскрытие информации – один из важнейших аспектов подготовки к размещению ценных бумаг. Кроме существенного объема сведений, раскрываемых при публичном размещении облигаций (прежде всего в виде проспекта ценных бумаг), эмитент принимает на себя длящиеся обязательства по раскрытию информации в объемах и в сроки, устанавливаемые законодательством и правилами биржи.

Помимо информации, раскрываемой в соответствии с нормативными требованиями и правилами организатора торгов, эмитент предоставляет потенциальным инвесторам дополнительные материалы в виде исследований, касающихся его бизнеса и размещаемых ценных бумаг, презентаций, аналитики и т.д. после регистрации эмиссионной документации. Этот этап обычно называют маркетинг облигаций.

Мониторинг раскрываемой эмитентом информации проводят инвесторы (как ключевые адресаты такой информации), представитель владельцев облигаций, а также Банк России и биржа. За несоблюдение правил о раскрытии информации эмитентами предусмотрены уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Эмитенту рекомендуется заранее, до выхода на публичный рынок, подготовиться к раскрытию информации – организовать работу внутренних подразделений, чтобы заблаговременно был налажен контакт по получению требуемой информации и предоставлению ее в необходимые сроки ответственным за раскрытие сотрудникам.

Общие правила раскрытия информации

Объем раскрываемой эмитентом информации увеличивается постепенно.

На начальном этапе, когда эмитент направил заявку о допуске ценных бумаг к организованным торгам на бирже, у него возникает обязанность раскрывать инсайдерскую информацию. Эмитент формирует собственный перечень инсайдерской информации в соответствии с нормативным актом Банка России и раскрывает сообщения об инсайдерской информации, а также документы, содержащие инсайдерскую информацию.

Для регистрации выпуска ценных бумаг, их листинга и последующего публичного размещения эмитент должен зарегистрировать проспект ценных бумаг – пространный документ, содержащий информацию об эмитенте, его бизнесе, финансовых показателях и т.д. В некоторых случаях допустим упрощенный порядок раскрытия информации. Например, если размещение облигаций предполагается только среди квалифицированных инвесторов, то вместо регистрации проспекта эмитенту достаточно раскрыть инвестиционный меморандум – более простую и сокращенную версию проспекта ценных бумаг.

В процессе регистрации и размещения облигаций на эмитента возлагается обязанность раскрывать информацию об этапах эмиссии ценных бумаг в соответствии с Разделом II «Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг» Положения о раскрытии Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – «Положение № 454-П»). Обратим внимание, что с 1 октября 2021 года Положение № 454-П прекратит действовать, и вместо него вступит в силу Положение Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – «Положение № 714-П»).

С момента размещения ценных бумаг у эмитента возникает обязанность систематически раскрывать отчеты, финансовую отчетность, а также оперативно сообщать рынку обо всех значимых событиях путем раскрытия существенных фактов.

Формы раскрытия информации

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ДО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ

При первоначальном публичном размещении эмитентом ценных бумаг ключевым документом является проспект ценных бумаг.

Закон о рынке ценных бумаг и Положение № 454-П (с 1 октября 2021 г. – Положение № 714-П) содержат требования к содержанию проспекта (в том числе с особенностями, применимыми к разным видам облигаций) и устанавливают его обязательную форму.

В общем виде проспект должен включать сведения об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности, корпоративной структуре эмитента и составе его органов управления, отраслевых рисках, информацию об объеме, сроке, условиях и порядке размещения ценных бумаг, а также (если применимо) о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям, и условиях такого обеспечения.

До 2020 года в составе проспекта ценных бумаг эмитент был обязан предоставить консолидированную отчетность по МСФО (далее – «КФО») только при наличии такой обязанности в силу требований иных законов (такие требования, в частности, содержит Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»). С 2020 года регулирование изменилось, и эмитент должен предоставить КФО либо, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с МСФО не создает группу, индивидуальную (stand along) отчетность по МСФО (далее – «ИФО») в составе проспекта за три последних завершенных отчетных года или за каждый завершенный отчетный год (если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет) независимо от наличия или отсутствия такой обязанности до начала регистрации проспекта. Однако отметим, что законодатель предусмотрел некоторые изъятия из этого правила – например, компании, которые являются субъектами малого или среднего предпринимательства, могут не предоставлять КФО (ИФО) в составе проспекта при условии, что размещаемые облигации не включаются в котировальный список.

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается поручительством или независимой гарантией, в некоторых случаях в составе проспекта необходимо предоставить КФО поручителя (гаранта). Например, Правила листинга предусматривают, что облигации компании, которая существует менее года, могут быть включены во Второй уровень листинга при наличии обеспечения в виде поручительства либо независимой гарантии, а лицо, выступающее поручителем или гарантом, должно раскрыть КФО за один завершенный год.

Таблица 1. Этапы подготовки проспекта ценных бумаг 

1 2 3 4
Проспект готовится и при необходимости согласуется с организаторами сделки и прочими участниками проекта. Проспект утверждается советом директоров или органом, осуществляющем функции совета директоров. Проспект подписывается: - единоличным исполнительным органом (уполномоченным им лицом); - лицом, предоставившим обеспечение, в случае выпуска облигаций с обеспечением. Указанные лица подтверждают полноту и достоверность информации, включенной в проспект. Проспект подается на регистрацию вместе с программой облигаций/решением о выпуске облигаций в Банк России/биржу. В случае регистрации программы облигаций каждое решение о выпуске в рамках программы облигации также подлежит регистрации.

Закон о рынке ценных бумаг определяет случаи, в которых эмитент может не регистрировать проспект (см. ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг). Однако в таком случае эмитент должен составить согласовать с Биржей и раскрыть специальный документ – инвестиционный меморандум. Соответствующие требования предусмотрены Правилами листинга.

Инвестиционный меморандум, так же как и проспект ценных бумаг, включает сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии, финансово-хозяйственной деятельности, а также информацию о размещаемых ценных бумагах, включая риски, которые могут повлиять на исполнение обязательств по размещаемым ценным бумагам и т.д., но составляется в упрощенной форме и значительно отличается по объему раскрываемой информации. Инвестиционный меморандум составляется по форме, установленной биржей. 

ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ (ПОСЛЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ)

В случае регистрации проспекта с момента размещения ценных бумаг (или с момента регистрации проспекта, если это прямо в нём предусмотрено) эмитент обязуется раскрывать: 

  • отчет эмитента (до 1 октября 2021 года отчет эмитента раскрывается в форме ежеквартальных отчетов (ЕЖО). С 1 октября 2021 года отчет эмитента готовится за 6 и 12 месяцев; 
  • финансовую отчетность: бухгалтерскую (финансовую) отчетность по РСБУ (далее – «БФО»), а также КФО (ИФО); 
  • сообщения о существенных фактах. 

Правилами листинга могут быть предусмотрены специальные требования раскрытия информации. Например, если эмитент облигаций вместо регистрации проспекта составляет инвестиционный меморандум (и, как следствие, не принимает на себя общие обязательства по раскрытию информации, указанные выше), Правила листинга определяют перечень документов и сообщений, которые такой эмитент обязан раскрывать. 

ОТЧЕТ ЭМИТЕНТА

Отчет эмитента – отчет о деятельности эмитента, его финансовых показателях, обязательствах эмитента, лицах, входящих в состав его органов управления, сделках с заинтересованностью и т.д. В сущности, содержание отчет эмитента пересекается с проспектом ценных бумаг. Отчет эмитента составляется по форме, предусмотренной Положением № 454-П, с 1 октября 2021 г. – Положением № 714-П. 

Сроки раскрытия отчета эмитента: 

  • До 1 октября 2021 г. (в форме ЕЖО) – в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала. 
  • После 1 октября 2021 г.: 
    • за 6 месяцев. Раскрывается в течение 30 дней с даты раскрытия промежуточной КФО (ИФО), состоящей из 6 месяцев отчетного года, а если эмитент не обязан раскрывать такую отчетность – с даты раскрытия промежуточной БФО за отчетный период, состоящий из 6 месяцев отчетного года, но не позднее 90 дней с даты окончания указанного отчетного периода. 
    • за 12 месяцев. Раскрывается в течение 30 дней с даты раскрытия годовой КФО (ИФО), а если эмитент не обязан раскрывать такую отчетность – с даты раскрытия годовой БФО, но не позднее 150 дней с даты окончания отчетного года. В составе отчета эмитента раскрывается финансовая отчетность, отраженная в Таблице 2.

Таблица 2. Отчет эмитента в форме ЕЖО (до 1 октября 2021 года)

За I квартал За II и III квартал За IV квартал
1. БФО за последний завершенный отчетный год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности.
2. Промежуточная БФО за завершенный отчетный период, состоящий из трех месяцев отчетного года с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности, если в отношении такой отчетности проведен аудит.
3. Годовая КФО с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности, если она составлена до даты окончания I квартала. В иных случаях – в состав ЕЖО эмитента за II квартал.
1. БФО эмитента за завершенные отчетные периоды, состоящие из шести и девяти месяцев отчетного года (прилагаются к ЕЖО за II и III квартал соответственно).
2. В состав ЕЖО за II квартал – годовая КФО с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности, если она составлена после окончания I квартала.
3. В состав ЕЖО за III квартал – промежуточная КФО за шесть месяцев.
БФО и КФО не включается





В составе ЕЖО также дополнительно раскрывается:
• Годовая ИФО в случае составления эмитентом такой отчетности, а если в отношении нее проведен аудит - вместе с соответствующим аудиторским заключением. Указанная отчетность включается в состав ЕЖО за квартал, соответствующий дате ее составления.
• Промежуточная ИФО в случае составления эмитентом такой отчетности, а если в отношении нее проведен аудит - вместе с соответствующим аудиторским заключением. Указанная отчетность включается в состав ЕЖО за квартал, соответствующий дате ее составления.
• Промежуточная КФО за три и девять месяцев в случае составления такой отчетности, а если в отношении нее проведен аудит - вместе с соответствующим аудиторским заключением. Указанная отчетность включается в состав ЕЖО за квартал, соответствующий дате ее составления.


Таблица 3. Отчет эмитента (с 1 октября 2021 года)

За 6 месяцев За 12 месяцев
Если эмитент составляет и раскрывает КФО (ИФО):
1. КФО (ИФО) за 6 месяцев или ссылка на страницу в сети Интернет, на которой опубликована указанная отчетность эмитента.
2. БФО за 6 месяцев или ссылка на страницу в сети Интернет, на которой опубликована указанная отчетность эмитента.
Годовая КФО (ИФО) или ссылка на страницу в сети Интернет, на которой опубликована указанная отчетность эмитента



Если эмитент не составляет КФО (ИФО):
Отчетность не предоставляется в составе отчета эмитента.


Годовая БФО или ссылка на страницу в сети Интернет, на которой опубликована указанная отчетность эмитента.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Эмитенты обязуются публиковать БФО и КФО (ИФО) как в рамках отчета эмитента, описанного выше, так и отдельно в виде самостоятельного раскрытия (документы с отчетностью и аудиторским заключением раскрываются на сайте раскрытия.

Таблица 4. Сроки раскрытия КФО (ИФО)

До 1 октября 2021 г.:
За 6 месяцев За 12 месяцев
Промежуточная КФО раскрывается не позднее трех дней после даты ее составления, но в любом случае не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала. Годовая КФО раскрывается вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года.
После 1 октября 2021 г.:
За 6 месяцев За 12 месяцев
Промежуточная КФО за 6 месяцев раскрывается вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность. Годовая КФО раскрывается вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года.

Таблица 5. Сроки раскрытия БФО (для акционерных обществ)

До 1 октября 2021 г.:
За 3, 6, 9 месяцев За 12 месяцев
Обязанность раскрывать промежуточную отчетность отсутствует. Годовая БФО раскрывается вместе с аудиторским заключением не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней по истечении трех месяцев после окончания соответствующего отчетного года.
После 1 октября 2021 г.:
За 3, 6, 9 месяцев За 12 месяцев
Раскрывается не позднее 3 дней после даты ее составления, а если в отношении нее проведен аудит – не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность. Годовая БФО раскрывается не позднее 3 дней, следующих за датой её составления, а если проведен аудит такой отчетности, то не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТЫ

Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента и (или) на принятие решения о приобретении или об отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитента любым заинтересованным лицам, действующим разумно и добросовестно.

Действующее на момент написания настоящей главы Положение 454-П содержит перечень из более чем 50 оснований для раскрытия в качестве сообщений о существенных фактах. Важно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и предполагает, что эмитент по своему усмотрению должен определять и раскрывать в форме сообщений о существенных фактах сведения, оказывающие влияние на стоимость его ценных бумаг.

С 1 октября 2021 года в Положении 714-П перечень сообщений о существенных фактах будет обновлен и сокращен: часть существенных фактов будет исключена, а некоторые существенные факты будут дополнены.

Для обеспечения доступа российских инвесторов к максимальному количеству информации об эмитенте эмитент обязан раскрывать в форме сообщения о существенном факте, в частности, сведения, направляемые эмитентом уполномоченным иностранным регуляторам, иностранной бирже или иной иностранной организации в соответствии с требованиями иностранного права для целей раскрытия или предоставления иностранным инвесторам в связи с размещением или обращением ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации.

Особые правила раскрытия информации определены для облигаций иностранных эмитентов, размещаемых или допускаемых к обращению на бирже, и некоторых иных случаев.

Способы раскрытия информации

С точки зрения российского законодательства обязательное раскрытие информации эмитентом означает обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получений такой информации.

Главным информационным ресурсом, который должны использовать эмитенты для раскрытия документов и сообщений, является сайт одного из уполномоченных информационных агентств. Эмитент осуществляет всё раскрытие на странице, которую ему предоставило такое информационное агентство, а сообщения о существенных фактах – также в ленте новостей такого агентства.

Сроки раскрытия и предоставления информации зависят от ее характера и устанавливаются нормативными актами Банка России.

Контроль Биржи за раскрытием эмитентами информации

Биржа осуществляет регулярный мониторинг раскрытия информации эмитентами, чьи ценные бумаги включены в котировальный список. В случае выявления нарушения биржа определяет его существенность и при необходимости устанавливает срок устранения.

Перечень эмитентов, допустивших существенные нарушения требований по раскрытию информации, которые были выявлены биржей, приводится на сайте биржи с указанием вида нарушения, вида раскрываемой информации, отчетного срока для такого раскрытия и установленного биржей срока для устранения нарушения.

С учетом существенности и систематичности допущенного нарушения биржа вправе принять одно из следующих решений:

  • ограничить перечень допустимых режимов торгов;
  • понизить уровень листинга;
  • исключить облигации из списка ценных бумаг, допущенных к торгам, с прекращением торгов.

Кроме того, биржа вправе направить информацию о выявленном нарушении в Банк России. По инициативе последнего эмитент может быть оштрафован, а должностные лица, по вине которых произошло нарушение, – дисквалифицированы (т. е. лишены права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т. д.).

Контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде осуществляется Банком России, к функциям которого отнесены выявление нарушений такого законодательства, принятие мер по их прекращению, а также привлечение эмитентов к ответственности. В рамках указанных функций Банк России запрашивает необходимую информацию и документы, проводит проверки, выдает предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений, а также осуществляет иные полномочия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ О РАСКРЫТИИИ ИНФОРМАЦИИ

За нарушения требований о раскрытии информации лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством.

Гражданско-правовая ответственность, как правило, представляет собой имущественную ответственность и выражается в возмещении убытков в результате нарушения требований о раскрытии информации. Эмитент, а также лица, указанные в Законе о рынке ценных бумаг, несут ответственность за убытки, причиненные инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие раскрытия, в том числе в составе отчета эмитента, недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации (п. 11 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

В КоАП установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП).

Также за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 185.1 УК РФ).




С полным текстом «Руководства для эмитента: как выйти на рынок публичного долга» можно ознакомиться на сайте Московской биржи.


самое читаемое