Российское конкурентное право и экономика - 1 июня 2018

Привлечение частных инвестиций в отрасль теплоснабжения: предложения по изменению тарифного регулирования в целях привлечения частных инвестиций в сфере теплоснабжения

В настоящей статье авторы освещают наиболее часто возникающие проблемы толкования правоприменителем тарифного регулирования и востребованные изменения тарифного регулирования, которые позволят повысить привлекательность сферы теплоснабжения для инвесторов.

В исследовании авторы опираются на международную, а также отечественную практику регулирования сделок государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, указывая, что ясные правила тарифного регулирования услуг оператора являются одним из основных параметров инвестиционной привлекательности концессионных проектов в международной практике. 


Ясные правила тарифного регулирования услуг оператора являются одним из основных параметров инвестиционной привлекательности концессионных проектов в международной практике. Согласно методологиям международных рейтинговых агентств (например, Moody’s Investors Service, Rating Methodology, Operational Airports outside of the United States) более высокий рейтинг получает регулирование, создающее устоявшуюся и прозрачную систему экономических отношений, позволяющую обеспечить справедливый возврат инвестированного капитала. В этой связи для повышения потока инвестиций в отрасль ЖКХ важно обеспечить максимально прозрачную систему ценообразования, обеспечивающую гарантии возврата вложенного капитала.

Если апеллировать к российскому опыту структурирования концессионных проектов, в целом нормативное правовое регулирование концессионных соглашений в России содержит многие положения, которые позволяют учитывать особенности условий концессионных соглашений при формировании тарифов операторов:

а) Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» указывает в качестве основных принципов ценообразования в отрасли обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, созданию условий для привлечения инвестиций и определяет правила установления долгосрочных тарифов для концессионеров;

б) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) включает в качестве обязательного условия концессионных соглашений объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения (п. 6.5 ч. 1 ст. 10);

в) бюджетное законодательство определяет порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием концессионером услуг по регулируемым ценам (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)). Однако практика показывает, что отдельные формулировки подзаконных актов,  таких как Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее — Основы ценообразования), вызывают двойственное толкование, являются препятствием для согласования сторонами в концессионном соглашении условий, защищающих интересы концессионера и его кредиторов.

В настоящей статье мы бы хотели обратить внимание на наиболее часто возникающие проблемы толкования правоприменителем тарифного регулирования и востребованные изменения тарифного регулирования, которые позволят повысить привлекательность сферы теплоснабжения для инвесторов.

Обеспечение реализации принципа полного возврата вложенных инвестиций

Гибкость условий привлечения и возврата инвестиций


Рынок долгосрочных инвестиций является крайне подвижным, и условия, на которых концессионерам доступно финансирование, часто меняются. Как показывает практика, эти условия могут измениться в период с даты инициации проекта (подачи предложения в порядке частной инициативы, опубликования конкурсной документации) до даты финансового закрытия.

При этом замена финансирующей организации или поиск новой финансирующей организации после заключения концессионного соглашения может неизбежно повлечь срыв сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера и в итоге сделать проект менее успешным. Судебная практика по отдельным делам демонстрирует, что условия кредитования концессионеров и порядок учета расходов на привлечение денежных средств в расчете НВВ могут оказывать влияние на успешность реализации проекта и в итоге препятствовать исполнению инвестиционных обязательств концессионера. Последнее, в свою очередь, может являться основанием для расторжения концессионного соглашения.


Полный текст статьи скачивайте в формате pdf


самое читаемое